About particular aspects of relationship between religiousness and health of military of armed forces of Russia



如何引用文章

全文:

详细

The article describes particular aspects of effect of religiousness on health of military as a specific group of population of Russia. The aspects considered are self-evaluation of health conditions, predisposition to healthy style behavior, presence or absence of harmful habits-dependencies. Several socially significant characteristics of military which can be affected by health conditions are considered.

全文:

Реализуемая сегодня правительством Российской Федерации "Программа развития здравоохранения до 2010 года" достигает своей цели — модернизации здравоохранения решением двух задач: формированием здорового образа жизни населения и повышением качества медицинской помощи. И упомянутая программа, и ФЗ "Об основах защиты здоровья граждан РФ", и "Стратегия развития медицинской науки до 2025 года", определяющие развитие отечественной системы здравоохранения — документы, призывающие медицинское сообщество сосредоточить усилия на профилактике заболеваний [1]. Профилактика болезней направлена на устранение причин, которые вызывают расстройства здоровья. Социология медицины рассматривает картину заболевания и его лечение в свете того, как социальные, культурные, психологические и другие факторы влияют на вероятность возникновения тех или иных проявлений болезни [2]. В поиске инновационных форм профилактики заболеваний и лечения пациентов все чаще в поле зрения исследователей наряду с самыми различными факторами здоровья оказывается и "ресурс религиозности". Возможно ли потенциал религии (а рассматриваются только основные мировые и традиционные для России религии) применять еще и с пользой для оздоровления? Сегодня наблюдается стихийное (по зову сердца) обращение пациентов и самих врачей к религиозным ценностям, нормам и артефактам. В храмах, которые находятся рядом с крупным лечебным учреждением, организуются молебны о здоровье и исцелении от профильных заболеваний. Врачи в дополнение к медицинским назначениям иногда советуют пациентам молиться, посещать религиозные службы. В самих больницах обустраиваются комнаты и уголки с религиозной литературой, организуются регулярные встречи со священнослужителями, и даже строятся часовни и храмы. Подробнее о практике медицинско-религиозного сотрудничества и взаимодействия читайте статьи автора в следующих изданиях журнала. Может быть такими средствами компенсируется недостаток субъективного (личностного) отношения врача к больному. В наше время врач редко проявляет интерес к личности пациента, в лучшем случае вникнет в существо жалоб и симптомов заболевания, делает медицинские назначения, обычно забывая о психотерапевтическом воздействии самого общения с пациентом. В медицинских вузах преподавание диантологии (науки об общении врача с пациентом) и биоэтики осуществляется по остаточному принципу: в рамках философии на I курсе. Летом 2012 г. автором было проведено медико-социологическое исследование религиозности в Вооруженных силах РФ и взаимосвязи религиозности военнослужащих с некоторыми характеристиками здоровья, здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 567 военнослужащих разных категорий по всеармейской выборке, представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск на всей территори России. Актуальность научных исследований феномена религиозности можно обосновать тем, что более 3/4 военнослужащих считают себя верующими с той или иной силой проявления этого качества (рис. 1). И, конечно же, как глубоко личное интегративное качество человека религиозность оказывает влияние на его повседневную жизнь, установки, ценности и нормы поведения. В представленной работе религиозностью военнослужащего мы будем считать самоидентификацию собственной религиозности респондентом. Для сравнительного анализа произведена группировка военнослужащих "твердо верящих" или "скорее верящих" в группу "верующие", а "скорее неверующих" и "военнослужащих-атеи-стов" в группе "неверующие". Не определившиеся с уровнем собственной религиозности и колеблющиеся были удалены из анализируемого массива данных. Анализ динамики религиозной самоидентификации военнослужащих за последние десятилетия показывает устойчивую тенденцию к увеличению количества военнослужащих, считающих себя религиозными, и уменьшению числа колеблющихся и тех, кто не верит в Бога. Предшествующие авторские исследования продемонстрировали незначительную (очень слабую) связь уровня религиозности военнослужащего с разными аспектами его служебной деятельности. Но неизменно эта связь носит положительную, полезную для воинской службы направленность, будь то вопросы социализации личности в воинской среде, предрасположенности участвовать в "неуставных отношениях" и даже оценки морально-психологического состояния военнослужащего [3]. А как же характеризуется взаимосвязь религиозности и здоровья у военнослужащих? Прежде чем приступить к анализу, отметим, что респонденты-военнослужащие как социальная общность отличаются целым рядом социально-демографических характеристик. И эта особенность находит свое отражение в структуре выборки. Так, например, в выборке преобладает молодежь (85% респондентов моложе 30 лет), доля мужчин составляет 95%. 2/3 респондентов не женаты и никогда не состояли в браке. Кроме того, статус военнослужащего (годного к прохождению военной службы) предполагает отсутствие у респондента целого набора заболеваний, расстройств здоровья, которые имеют распространение среди людей "граждан- 47 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ, № 1(22), 2013 Рис. ІШ Я не определился с верой, скорее я колеблющийся Я скорее неверующий, чем верующий человек [ТТЛ Я атеист, убежден, что Бога нет, и свое поведение с религией не согласую Hü Я твердо верю в Бога и стараюсь соблюдать все предписания своей веры ^ Я скорее верующий человек, чем наоборот 1. Самоидентификация уровня собственной религиозности (в %). ских". Эти обстоятельства нужно учитывать при попытке экстраполировать результаты представленного исследования на другие категории населения. Подавляющее большинство респондентов высоко оценивают уровень собственного здоровья. 58% опрошенных указывают на отсутствие у себя каких-либо заболеваний. При этом сравнительный анализ самооценки здоровья верующих и неверующих не показывает серьезных различий в восприятии ими собственного здоровья (рис. 2). Коэффициент корреляции Пирсона религиозности и самооценки здоровья ничтожно мал (p = 0,003) и приводится здесь только для того, чтобы показать отсутствие отрицательной направленности этой связи даже при столь минимальной силе. Несколько отличается у верующих и неверующих самооценка таких качеств, как память, внимание, эмоциональная устойчивость, волевые качества. Неверующие военнослужащие, как правило, выше оценивают развитость у себя указанных качеств. Стоит учитывать, что полученные оценки являются очень субъективными и порой трудно определить, действительно ли у респондента качество развито в большей степени или проявление скромности различно у верующих и неверующих военнослужащих. Неверующие выше оценивают свою память и эмоциональную устойчивость, а верующие указывают на то, что имеют преимущества перед неверующими во внимании. Самооценка волевых качеств практически одинакова у разных категорий военнослужащих. Корреляционная связь уровня религиозности и самооценки каждого из вышеуказанных качеств предельно слабая, находится в диапазоне: -0,08 <p < 0,06, т. е. не преодолевает порога между "очень слабой" и "слабой" связью. % 60 40 20 59 57 10 9,5 5 5 1 0 12 3 V//A Верующие 4 5 I Неверующие Рис. 2. Распределение ответов на вопрос "Как бы Вы оценили состояние собственного здоровья?". 1 — здоров, никаких заболеваний нет; 2 — есть некоторые заболевания, но они мне не мешают, не доставляют неудобств; 3 — есть заболевания, которые мешают в жизни, но не ограничивают мою трудовую деятельность и хобби; 4 — есть заболевания, которые мне мешают трудиться полноценно или значительно ограничивают мой отдых; есть заболевания, из-за которых я чувствую себя совершенно больным человеком. % 60 л 40- 20- 53 0,7 о 1 2 3 Y/У/Л Верующие 4 5 ] Неверующие Рис. 3. Приверженность респондентов ЗОЖ как ценности и повседневным нормам поведения. 1 — для меня ЗОЖ безусловная ценность; 2 — к ЗОЖ отношусь положительно, но сам обычно не придерживаюсь этих правил; 3 — затрудняюсь ответить; 4 — не считаю ЗОЖ ценностью, живу по-другому; 5 — я противник ЗОЖ, даже веду антипропаганду. Здоровый образ жизни (ЗОЖ), культивирование у себя полезных привычек и ограждение себя от всего вредного является важным признаком самосохрани-тельного поведения человека, важным условием здоровья. Можно ли считать религиозность тем фактором, который обусловливает формирование у военнослужащего таких норм поведения, которые бы укрепляли его здоровье? (рис. 3). Коэффициент корреляции Пирсона (p = 0,02) говорит об очень слабой положительной связи между религиозностью и приверженностью ценностям ЗОЖ в системе ценностных ориентаций личности военнослужащего. График демонстрирует, что среди приверженцев крайних точек зрения (как сторонников, так и противников ЗОЖ) больше верующих военнослужащих. А неверующие чаще склоняются к выбору сглаженной формулировки своего отношения к ЗОЖ. Тем не менее очевидно, что среди неверующих в 2 раза больше тех, кто не разделяет ценности ЗОЖ. А среди верующих военнослужащих в несколько раз больше тех, кто затруднился с определением своего отношения к ЗОЖ. Возможно, причина этого в том, что по-настоящему верующий человек выше других ценностей и норм ставит ценности и нормы своей веры. И хотя большинство религиозных норм (традиционных религий) не противоречит нормам ЗОЖ, это обстоятельство может вызывать некоторое замешательство в оценке своего отношения к ЗОЖ у верующих людей. % 60 -I 40 - 20 - 36 29 й і 1,4 1 2 3 V//A Верующие 4 5 j Неверующие Рис. 4. Наличие или отсутствие у разных категорий военнослужащих вредных привычек-зависимостей. 1 — нет и никогда не было; 2 — были раньше, но избавился; 3 — затрудняюсь ответить; 4 — есть отдельные вредные привычки; 5 — имею много вредных привычек. 48 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ, № 1(22), 2013 Признаются в том, что не имеют и никогда не имели вредных привычек-зависимостей около трети всех опрошенных военнослужащих. При этом доля верующих военнослужащих в этой категории на 7% больше, чем доля неверующих (рис. 4). А среди тех, кто имеет отдельные вредные привычки, верующих военнослужащих на 9% меньше. Коэффициент корреляционной связи Пирсона между признаками религиозности и отсутствием вредных привычек составляет 0,9 (очень слабая связь положительной направленности). Обращает на себя внимание то, что среди тех, кто имел вредные привычки-зависимости, но избавился от них, на треть больше неверующих военнослужащих, чем верующих. Возможно, стоит говорить о том, что религиозность как качество личности в большей степени способствует профилактике (не приобретать вредные привычки вообще), а не попыткам военнослужащего избавиться от уже имеющихся вредных привычек-зависимостей. Косвенно подтверждает эту мысль незначительное (на 4%) преобладание неверующих среди тех, кто считает, что "здоровье, в первую очередь, зависит от самого человека". И соответственно сам человек властен как укреплять, так и разрушать здоровье собственным поведением. Уверенность в способности самому результативно влиять на собственное здоровье — обязательное условие и первый шаг на пути и к укреплению своего здоровья, и самосовершенствованию в широком смысле этого слова. В заключение можно отметить, что и само по себе состояние здоровья является фактором многих социально значимых характеристик военнослужащего. Удовлетворенность военнослужащего своим здоровьем хотя и слабо, но связана и с удовлетворенностью своей воинской службой (р = 0,3), и с удовлетворенностью своими отношениями с окружающими сослуживцами (р = 0,2), и с отсутствием вредных привычек-зависимостей (р = 0,3), и с предрасположенностью к ведению здорового образа жизни (р = 0,24). Выводы 1. Религиозность является слабым фактором здоровья у военнослужащих. Но при этом направленность влияния религиозности на здоровье всегда положительна (полезна для здоровья). 2. Религиозность способствует формированию у респондентов ценностных установок ведения здорового образа жизни, что является неизменным условием комплексной профилактики заболеваемости. 3. Можно предположить, что польза религиозности для здоровья военнослужащего в большей степени за ключается в профилактике приобретения вредных привычек-зависимостей и заболеваний, чем непосредственно в процессе лечения или избавления от вредных привычек. 4. Само состояние здоровья является фактором положительной направленности целого ряда важных социальных признаков, среди которых удовлетворенность службой, отсутствие вредных привычек, уверенность в возможности самому улучшить собственное здоровье и др.
×

作者简介

Ye. Dubograiy

The research institute of sociology of medicine, economics and medical insurance of the I.M. Sechenov first Moscow medical university of Minzdrav of Russia

Email: edubog-rai@yandex.ru
119992, Moscow, Russia

参考

  1. Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 года на официальном сайте Московского городского фонда обязательного медицинского страхования / Интернет ресурс: http://www.mgfoms.ru/?cat-6
  2. Решетников А.В. Социологическое осмысление медицины. Социология медицины. 2003; 1: 5.
  3. Дубограй Е.В. Социологический анализ религиозности военнослужащих ВС РФ. LAPLAMBERT Academic Publishing; 2012; глава 2, § 2.1, § 2.4.
  4. Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М.: Национальный Институт имени Екатерины Великой; 1997.
  5. ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" / Интернет-ресурс: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;-base=LAW;n=131658

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Eco-Vector, 2013



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 86498 от 11.12.2023 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 80649 от 15.03.2021 г.



##common.cookie##