The evolution of ecological culture in the format of healthy life-style



Cite item

Full Text

Abstract

The actual ecological condition of natural environment is conditioned by long-term and heterogeneous impact of social practices formed complex of behavior models in its totality labeled as ecologic culture. Its scope covers the culture of healthy life-style too. This type of culture determines to a considerable degree the quality of ecological, social and psychophysical health of society.

Full Text

Здоровый образ жизни конструируется под влиянием множества географических, исторических, экономических, социокультурных условий. Но генетическое единство здоровья человека и здоровья окружающей среды становится тем ключевым параметром, который ориентирует вектор познания на экологическое здоровье, определяемое как специфическими показателями заболеваемости, так и отношением человека к среде обитания, системой его ценностных ориентаций, моделей поведения, сознания и правосознания, что в целом сводится к проникновению в суть экологической культуры. Понятие "здоровый образ жизни" имеет широкий диапазон дефиниций, которые в целом определяются как поведение, укрепляющее физическое, психическое, нравственное здоровье личности в рамках трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности. И если деятельность как таковая выступает характеристикой культуры, то здоровый образ жизни также неизбежно должен быть представлен в форме социокультурного явления, поскольку "здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида" [2]. Чем выше уровень культуры, тем больше имеется возможностей для согласования различных интересов входящих в него индивидов [1]. Человек начинается с сознания и поведения, а также их корреляции в соответствии с требованиями окружающей среды и общественных отношений [6]. Усиление антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую среду выступает, с одной стороны, объективным фактором социальной эволюции, показателем зрелости общества, с другой характеристикой его субъективного мира, окрашивающего социальные действия в соответствующие тона и определяющего в конечном счете качество культурного пространства. Экологическая культура относительно молодой социальный феномен, представляющий собой комплекс специфических форм поведения общностей, способы их взаимодействия с естественной средой обитания, управляемые системой нравственных ценностей и норм. Как модель социоприродных взаимодействий она стартовала в середине XIX века под влиянием новых индустриальных технологий и радикальных преобразований в социальной, политической, экономической, культурной, духовной сферах. Революционное сознание ориентировало общество на преодоление социально-экономического неравенства путем умножения материальных благ за счет природных ресурсов. Человек "постоянно опирается на содействие сил природы" [3], что в итоге приводит к зарождению потребительского менталитета, расточительного отношения к ней. На этом фоне здоровый образ жизни как социокультурная ценность тоже обнажил свои эгоистические по отношению к окружающей среде характеристики: природа выступала лишь источником благ, которые давали человеку комфорт, уверенность, материальное, психологическое благополучие и, следовательно, здоровье. "Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье" [4]. Потребность в укреплении здоровья для западного общества XX века во многом определялась ориентацией на безостановочное производство, приносящее прибыль, потому быть здоровым становилось и модно, и выгодно. Новые стили рационального поведения обозначили здоровье человека как социальную ценность, в то время как здоровье окружающей среды не вызывало заметного общественного интереса, несмотря на то что вопросы влияния негативных антропогенных практик на качество естественной среды обитания уже поднимались выдающимися мыслителями К. Марксом, Р. Парком, Э. Берджесом, В. Вернадским и др. Советская эпоха тоже внесла своеобразный вклад в развитие экологической культуры через систему идей, ориентированных на укрепление политического режима. Тоталитаризм сконструировал устойчивый комплекс убеждений о неисчерпаемости природных ресурсов, которые щедро экспортировались за рубеж, служа политическим интересам правящей элиты. Последствия этой идеологии и по сей день хорошо прослеживаются в деятельности государственного аппарата и обыденной культуре населения. "Когда историки произведут, наконец, вскрытие трупа скончавшегося Советского Союза и советского коммунизма, то, возможно, причиной смерти назовут экоцид. Для новой эры это будет беспрецедентный..., но правдоподобный вывод. Ни одна промышленная цивилизация не отравляла столь долго и столь планомерно свою землю, воздух и народ. Никто, столь громко декларируя свои усилия по совершенствованию здравоохранения и защите природы, не довел до такого жалкого состояния и то, и другое. И не одно передовое общество не встречало экономический и политический кризис, обладая такими скудными ресурсами" [7]. В современном российском обществе стили оздоровительной культуры во многом определяются влиянием западных моделей поведения. Комфортный образ жизни, красота одежды и тела, активно пропагандируемые средствами массовой коммуникации, органично вписались в формулу здорового образа жизни и определили набор значимых ориентиров: фитнес-клубов, туризма, экологически чистых продуктов питания. Возросли требования к качеству воды, воздуха, условиям труда и быта. При этом отношение россиян к окружающей среде мало чем отличается от такового в советский период. Эксплуатация природных ресурсов государственными структурами по-прежнему имеет экономические и политические цели, а экологическая культура большей части населения низка и малоэффективна. Забота о здоровье носит односторонний эгоистический характер: она вращается лишь вокруг личного благополучия человека и легко уживается с равнодушием к здоровью природы. По мере усиления деэкологизации понятие "здоровый образ жизни" начинает приобретать экологические смыслы, отражая целостность здоровья физического, социального и природного. Сегодня оно рассматривается как "реализация комплекса единой, научно обоснованной, медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеют правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии" [2]. Экологический подход в медицинской антропологии фокусируется на том, как человеческие культурные и поведенческие паттерны оформляют комплекс интеракций 55 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ, № 2(21), 2012 патогена, среды, человека, как они продуцируют инфекционные и неинфекционные заболевания. В последние годы экологические исследования здоровья и болезни выходят за пределы локальных социоэкономических факторов, влияющих на уровень заболеваемости, делая акцент на более широких политических и экономических воздействиях, которые ограничивают поведенческий выбор популяции [8]. Проявлением экологизации медико-биологических наук служит возникновение и развитие таких научных направлений, как экологическая эпидемиология, экологическая гигиена, экологическая психиатрия, экологическая медицинская география. Можно с уверенностью утверждать, что этот перечень будет расти [5]. По оценкам различных специалистов, от 25 до 50% всех заболеваний можно отнести к влиянию экологических факторов [5]. В то же время теоретическая экологизация медико-социального концептуального багажа, конструирующего систему оздоровительных методик, остается в глубоком отрыве от деятельностных, культурных практик, обеспечивающих оздоровление окружающей среды. Исследования, проводимые современными отечественными учеными в формате культуры здоровья, часто опираются на глубоко устаревшие представления о здоровом образе жизни и связывают его, как правило, с гигиеной, занятиями спортом, закаливанием, а также с табакокурением, злоупотреблением алкоголем, наркотиками, со стрессом, неправильным питанием и пр. Программы конструирования экологической культуры в различных срезах социальных практик остаются декларативным детищем государственной политики, а программы формирования экологической культуры в формате здорового образа жизни практически отсутствуют. Не требует доказательств утверждение о том, что от качества экологического сознания и культуры медицинских работников существенно зависят эколого-медицинское просвещение населения и профессиональная оздоровительная деятельность. Опрос врачей и среднего медицинского персонала Астраханской и Калининградской областей, проведенный автором статьи в 2009 г., показал совершенно недостаточный интерес с их стороны к информации экологической направленности. Так, телепередачи экологического профиля до конца смотрят чуть более половины респондентов (53,4 и 65,9% по Астраханской и Калининградской областям соответственно), остальные переключатся на другой канал. Отсутствие специальных знаний отразилось на их профессиональной деятельности: ни один из опрошенных медицинских работников не включает в беседы с пациентами тему экологического оздоровления и экологической культуры. В большинстве научных источников действительно остается открытым вопрос практического характера о том, какие формы поведения включает в себя экокультура, ограничивающая негативное воздействие окружающей среды на здоровье общества. В целом она определяется множеством составляющих нравственного, правового, политического, экономического, информационного, производственного, гражданского уровня. Но все это многообразие факторов можно свести к трем основным позициям: экологическая культура социальной безопасности (поведение в условиях экологических бедствий), экологическая культура производственной деятельности (поведение в условиях экологически вредного предприятия), экологическая культура досуга и быта (поведение в условиях загородного отдыха, водительская культура, санитарная культура и др.). Экологическая культура в контексте здорового образа жизни может быть дополнена различными традиционными и нетрадиционными методами оздоровления (очищение организма от шлаков при помощи фитотерапии, аутотренинги и др.). Таким образом, экологическая культура выступает значимой частью здорового образа жизни и может быть рассмотрена как медико-социальная категория, нуждающаяся в расширении диапазона практического применения средствами социальных институтов здравоохранения, образования, культуры, семьи.
×

About the authors

Ye. A Shishkina

The Astrakhan branch of the Saratov state legal academy

Email: cosmos717@mail.ru
Astrakhan

References

  1. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002. С. 28.
  2. Здоровый образ жизни. Электронный ресурс. Режим доступа http: // www.libsid.ru/osnovi-sotsialnoy-meditsini/ zdorove-i-obraz-zhizni/vse-stranitsi
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1958. - Т. 23. С.52.
  4. Решетников А. В. // Экономика здравоохр. 2000. - № 5. С. 45-49.
  5. Теоретические основы медицинской экологии Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecology-portal.ru/ publ/16-1-0-603
  6. Тощенко Ж. Т. // СОЦИС. 1999. № 7. С.7.
  7. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР: здоровье и природа в осадном положении. 2007, С.1 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sitc.ru/, 2006
  8. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Михель Д. В. Социальная антропология современности: теория, методология, методы, кейс-стади. Саратов, 2004. С. 73.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 86498 от 11.12.2023 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия
ЭЛ № ФС 77 - 80649 от 15.03.2021 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies